В наиболее известной из всех одесских песен «Ах, Одесса, жемчужина у моря» есть слова:
На свете есть такой народ-
В Одессе он живет.
И где не встретишь тот народ,
Он весело поет.
О.Н. является самым что ни на есть производным одесской нации. Согласно энциклопедическому положению, нацию определяет «общность территории и экономической жизни, общность языка, психологического и духовного облика, проявляющиеся в своеобразии культуры». Примеров характерной особенности одесской нации можно привести очень много. Но лучше просто задать вопрос: какие ассоциации возникают у вас при слове «одессит»? Именно так - одессит - отвечал на вопрос о своей национальности мой друг, почти двадцать лет назад ушедший из жизни, украинец по паспорту и юморист по жизни. После его смерти выяснилось, что он - испанец, о чем он сам и не подозревал. Мой друг Александр Г., чей прадед работал не где-нибудь, а у самого Фанкони, и не кем-нибудь, а вышибалой, долго загибал пальцы, перечисляя, сколько народов участвовало в его производстве. В 2002 году профессор, доктор исторических наук А. Добролюбский писал по поводу «предприимчивых, живых, сильных и рисковых людей - одесситов. В их жилах текла и течет кровь десятков, если не сотен этносов. Она перемешалась под звон колоколов церквей разных конфессий, молитвы муэдзинов и раввинов». В настоящее время, когда многие украинские писатели, некогда получавшие литературные премии за пропаганду коммунизма-интернационализма, с прежним рвением сотрясают воздух, теперь уже о «национальном самосознании и национальной идее», О.Н., как во все времена, соглашаясь с теми, с кем спорить издавна не принято, остается верным своему национальному самосознанию. О чем свидетельствует одесская колыбельная песня в исполнении проникнутых с пеленок национальной идеей С. Осташко и А. Стечюченко:
- Майн либэ Каська,
Варум ты не пшышла?
- Майн либер Фрицу,
Вассер з неба йшла.